«Человек идёт за солнцем»

Из архива Микаэла Таривердиева:

Вступление Пробеги с красным стеклышком Роддом


Фильм Человек идёт за солнцем (киностудия Молдова-фильм, 1961)

  • Режиссёр: М. Калик
  • Сценаристы: В. Гажиу, М. Калик
  • Оператор: В. Дербенёв
  • Композитор: М. Таривердиев

Пятилетний мальчик отправляется в поход за солнцем, ведь если идти за солнцем, то можно обойти землю и вернуться на то же место. Поход за солнцем –  символ вечного поиска, земного пути, который проходит  человек, обретая  смысл своего предназначения.

Из воспоминаний композитора: «Это был первый советский фильм, снятый в достаточно раскованной манере. Ведь тогда всё было достаточно жёстко регламентировано – каким должен быть сценарий, каково соотношение  положительных и отрицательных героев. А тут всё начисто отсутствовало. Сама идея чего стоила! Картина, конечно, была сделана под влиянием французской «новой волны», Луи Маля. Здесь отсутствовал сюжет. Просто пятилетний мальчик рано утром отправляется вслед за солнцем. По пути он встречает разных людей, получаются разные новеллы, жизнь открывается разными сторонами» [1].

Приступая к работе над фильмом, Таривердиев поставил перед собой задачу –  остановиться на камерном составе: «Фильм был снят превосходно  оператором Вадимом Дербенёвым. Он получился нежным, мягким, светлым. Здесь нужно было много музыки. А я поставил перед собой такую задачу – обойтись без струнных, пойти не по пути лейтмотивов, а лейттембров. Чтобы определённый тембр вызывал определённые ассоциации. Тембр трубы, флейты, клавесина. Впервые попробовал клавесин. В нашем кинематографе его тогда ещё никто не использовал. И кстати, клавесинных концертов тогда тоже не было. Первый клавесин появился где-то в году пятьдесят девятом, на радио. Да и камерные оркестры, к каким мы привыкли, стали появляться только тогда. Тембр клавесина был связан в фильме с движением, темпом. Я решил всё сделать на сочетании клавесина, деревянных и медных. Сочетание странное. Когда я делал партитуру, мне нужны были струнные. Но я твёрдо решил их не использовать. Приходилось придумывать. А оттого что приходилось придумывать, что-то было ограничено, возникали какие-то свежие вещи и партитура получилась оригинальная, необычная. Мне просто хотелось  пойти совсем по другому пути, чем у меня вышло в «Разгроме» [2].


[1] Таривердиев М. Л. Я просто живу.  Таривердиева В. Г. Биография музыки. М.: Зебра. 2004. С. 43.

[2] Таривердиев М. Л. Я просто живу.  Таривердиева В.Г. Биография музыки. М.: Зебра. 2004. С. 43-44.