«Десять шагов к Востоку»

Из архива Микаэла Таривердиева:

Легенда и утро в пустыне Переход границы Буря Мурад у канала
 

Фильм «Десять шагов к Востоку» (студия «Туркменфильм»,1959, вышел на экран в 1960 году)

  • Награды: Диплом за лучшую операторскую работу.
  • Режиссёры: Х. Агаханов, В. Зак
  • Сценаристы: А. Абрамов, М. Писманник
  • Оператор: Г. Лавров
  • Композиторы: М. Таривердиев, В. Мухатов
  • Художник: А. Ничус

Неизвестный путник  прячет таинственную коробку в крепости Кум–Басан–Кала, находящейся среди бескрайней пустыни. Он отмечает ориентир расположения коробки – «десять шагов к Востоку от малого кольца». Секретные материалы, находящиеся в ней, должны быть доставлены за границу диверсантами, скрывающимися в старой крепости. Параллельно  развивается линия, связанная с жизненной  драмой главного героя Мурада. На протяжении фильма Мурад ищет ответ на вопросы, кто он, чей он сын, кто убийца его отца?

Это одна из первых экспериментальных работ М. Таривердиева в области музыкальной драматургии. Эксперимент, предпринятый композитором,  проявился в разнообразной работе со звуком и шумами, в использовании ритма «морзянки», тонально варьируемой генератором.         М. Таривердиев использует лейтсистему – принципы формообразования, присущие оперной драматургии. Изначально лейттемы закрепляются за конкретным экранным образом, состоянием, персонажем. Введение  лейттематизма по типу аллюзий расширяет представление об образе, рождает  дополнительные эмоциональные обертоны. В этом проявляется направленность на  подготовленного зрителя, хотя эффект от использования подобного приёма может быть воспринят и самой широкой аудиторией в силу особой выразительности музыкального материала. Ряд лейттем будет использован в фильме «Пассажир с экватора» (режиссёр А. Курочкин,1969), в котором основной является  детективная  линия.