«Мой младший брат»
Из архива Микаэла Таривердиева: |
Современный компьютерный набор: |
Вступление Проходы Димки Кода, пляж, настройка гитары Фокстрот Вальс Палатка
|
Вступление Проходы Димки (1) Проходы Димки (2) Фокстрот Палатка |
Фильм Мой младший брат (Мосфильм, 1962, по повести В. Аксёнова «Звёздный билет»)
- Режиссёр: А. Зархи
- Сценаристы: М. Анчаров, А. Зархи
- Оператор: А. Петрицкий
- Композитор: М. Таривердиев
- Звукооператор: В. Лещев
- Художник-постановщик: Л. Мильчин
После окончания школы четверо друзей отправляются в Прибалтику, несмотря на уговоры старшего брата одного из героев.
В фильме «Мой младший брат» композитор развивает уже найденные приёмы в области звука, интонации. Это работа с камерным составом, который ограничен роялем, аккордеоном, эстрадным ансамблем (электрогитара, гитара, ионика, вибрафон). После выхода картины «Мой младший брат» критик Я. Харон отметил её бесспорные достоинства: «Особенно удачной представляется мне в этом отношении увертюра-песенка, построенная на баховских оборотах, но исполненная в ультрасовременном тембральном, ритмическом и фактурном характере. Эта полифоническая тема ярка и броска именно тем, что её «баховская токкатность» совершенно неожиданна по исполнению: в качестве оркестровых голосов здесь применены два человеческих голоса» [1].
Особую выразительность приобрели так называемые «классицизмы», ставшие неотъемлемой частью музыкального языка М. Таривердиева. В фильме «Мой младший брат» прозвучала органная токката И. С. Баха. Интересно замечание В. Васиной-Гроссман, которая пишет о первом опыте использования «классицизмов» именно в связи с самой природой тематизма этой картины. Герой слушает музыку Баха, она его потрясает. По – словам В. Васиной-Гроссман «от этого эпизода тянутся «бахианские» нити и к другим эпизодам фильма, к тем, где музыка должна раскрыть глубинную сущность исканий и ошибок молодых героев» [2].
[1] Харон Я. Пришёл молодой композитор // Искусство кино. 1962. № 2. С.97.
[2] Васина-Гроссман В. О песнях Микаэла Таривердиева // Мастера советской песни. М.: Сов. Композитор. 1977. Вып. 1. С. 142.