Библиография

Печатные издания:

  • Александров Г. В. Эпоха кино. М.: Издательство политической книги. 1983. 335 с.
  • Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература.1960.     206 с.
  • Артемьев Э. Звукозапись – новый вид искусства // Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. М.: Искусство. 1985. С. 208-212.
  • Артемьев Э. Убеждён, будет творческий взрыв //Музыкальная академия. 1993.№2. С.14-20.
  • Баландина Н. П. Поэтическое пространство Михаила Калика // Киноведческие записки. 2002. №57. С. 362-378.
  • Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.
  • Бобровский В. О. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. 228 с.
  • Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы (Теоретический этюд) //  Теоретические проблемы мухыкальных форм и жанров. М.: Музыка. 1971. С.26-64.
  • Бобровский В. Монотематизм // музыкальная энциклопедия: под ред. Ю.В. Келдыша. В 6 т.  т.3. М.: Сов. Энциклопедия. 1974. С.647.
  • Бобровский В. О. Функциональные основы музыкальной формы. М.: 1977. 332 с.
  • Бобровский В. О. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. М.: Музыка. 1989. 266 с.
  • Богданова А. Андрей Эшпай. М.: Советский композитор. 1986. 143 с.
  • Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983. 144 с.
  • Ванслов В. Опера и её сценическое воплощение. М.: ВТО. 1963. 384 с.
  • Ванслов В. В. Специфика музыки и некоторые современные тенденции // О музыке и музыкантах. М.: Знание, 2006. С. 7-29.
  • Васильева Н. Дмитрий Шостакович – кинематографист (после записи музыки к «Королю Лиру») // Искусство кино. 1971. № 2. С. 128-139.
  • Васина-Гроссман В. Заметки о музыке французских фильмов // Французское киноискусство. Сб. статей / ред. С. Юткевича. М.: Искусство, 1960. 494 с.
  • Васина-Гроссман В. О песнях Микаэла Таривердиева // Мастера советской песни. М.: Сов. Композитор, 1977. Вып. 1. С. 125-149.
  • Васина-Гроссман В. Из блокнота кинолюбителя //Сов. Музыка. 1962. №5. С. 119-122.
  • Васина-Гроссман В. Музыка в кинофильме // Искусство кино. 1964. № 10. С. 57-62.
  • Вейцман Е. М. Очерки философии кино. М.: Искусство, 1978. 232 с.
  • Вепринцев И. Принципы современной звукорежиссуры // Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. М.: Искусство. 1985. С. 121-137.
  • Виноградов В. Звукорежиссёр всегда интерпретатор // Рождение звукового образа. 1985. С. 231-237.
  • Виттезон Ж. О песне в фильме // Искусство кино. 1955. № 10. С.44-48.
  • Власов М.Виды и жанры киноискусства. М.: Знание.1976.112 с.
  • Гецелев Б. Факторы формообразования  в крупных инструментальных произведениях 2- половины xx века // Проблемы музыки xx века. Сб. статей. Горький.: Волго-Вятское книжное издательство. 1977. С. 59-95.
  • Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. 264 c.
  • Гладков Г. И. Пути третьего направления // Музыкальная жизнь. 1988. № 14. С. 2.
  • Громов Е. С. К понятию «язык кино» // Что такое язык кино? / ВНИИ киноискусства Госкино СССР / Редкол.: Е.С.Громов, В.С.Соколов, Л.К. Козлов. М.: Искусство, 1989. С. 5-12.
  • Гроссман А. Художественные проблемы передачи звука //Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. 1985. С. 110-121.
  • Данько Л. К проблемам синтеза в оперном жанре // Музыкальный современник: Сборник статей / Ред. В. Задерацкий, В. Зак. М.:Сов. Композитор. 1987. С. 68-86.
  • Дворниченко О. Гармония фильма. М.: Искусство. 1982. 200 с.
  • Добин Е. Козинцев и Трауберг. Л., М.: Искусство, 1963. 260 с.
  • Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия. Л.: ГНИИ театра и музыки, 1952. 344 с.
  • Дунаевский И. Звукозапись в композиторском творчестве // Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. М.: Искусство. 1985. С. 213-216.
  • Ефимов Э. М. Замысел – Фильм – Зритель. М.: Искусство, 1987. 270 с.
  • Ефимов Э. М. Синтетичность экранного мышления и некоторые предпосылки языка кино // Что такое язык кино? / ВНИИ киноискусства Госкино СССР / Редкол.: Е.С.Громов, В.С.Соколов, Л. К.Козлов. – М.: Искусство, 1989. С. 36-57.
  • Ждан В. Специфика кинообраза. М.: Искусство. 1965. 175 с.
  • Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып.1. М.: Музыка. 1995. 544 с.
  • Зайцева К. К методологии анализа некоторых стилевых особенностей фильма // Кино: Методология исследования / ВНИИ киноискусства Госкино СССР / Редкол.: В. Муриан и др. М.: Искусство, 1984. С. 159-181.
  • Зак В. И. О мелодике массовой песни: (опыт анализа). М.: Сов. Композитор, 1979. 357 с.
  • Зак М. Прозаические заметки об одном поэтическом фильме // Искусство кино. 1967. №1. С. 25-28.
  • Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. М.: Искусство. 1970. 128 с.
  • Захарова О. Музыкальная риторика 17 века и творчество Г. Шютца // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей. М.: Музыка. 1980. 239 с.
  • Збандут Г. Требования к себе // Искусство кино. 1969. № 6. С. 67-78.
  • Иоффе И. Основы музыкальной драматургии: Музыка советского кино. Л.: ГМНИИ. 1938. 410 с.
  • Кац Б. А. Простые истины киномузыки: Заметки о музыке Андрея Петрова в фильмах  Георгия Данелия и Эльдара Рязанова. Л.: Сов. Композитор. 1988. 232 с.
  • Казарян Р.Звуковая перспектива // Киноведческие записки. 1992. №15. С. 110-119.
  • Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И. Юткевич; Редкол.:    Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
  • Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1958. 230 с.
  • Климов Э. Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён». Теоретическая часть дипломной работы Элема Климова. // Киноведческие записки. 2004. № 68. С.273-285.
  • Климов Э. Неснятое кино. М.: Хроникёр. 2008. 384 с.
  • Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. Ленинград: Советский композитор 1982. 150 с.
  • Кон Ю.Г. Избранные статьи о музыкальном языке. Спб.: Композитор.1994. 160 с.
  • Кондрашин П. Заметки звукорежиссёра //Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах.1985. С. 137-152.
  • Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка: Музыка в драматургии фильма. М.: Искусство. 1964.351 с.
  • Корев Ю. Вместо выступления // Сов. Музыка. 1964. №3. С.12-22.
  • Корнева З. Печаль моя светла // Работница. 1989. № 10. С. 25.
  • Кулаковский Л. Опера и звуковое кино // Советская музыка. 1933. №4. С. 16-24.
  • Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. Композитор, 1984.     200 с.
  • Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. 78 с.
  • Линч Д. Как поймать большую рыбу // Искусство кино. 2008. № 1. С. 89-104.
  • Лиознова Т. Съёмки. Планы. Замыслы. // Искусство кино. 1974. № 5.   С. 52-56.
  • Липков А. Профессия или призвание: А. Тарковский, О. Иоселиани, Г. Панфилов, Э. Климов. М.: ВТПО «Киноцентр», 1991. 110 с.
  • Лисачёва И. Опера «Мётрвые души» Р. Щедрина. М.: Сов. Композитор. 1981. 81 с.
  • Лобанова М. Н. Гармоническое инвенторство эпохи барокко // История гармонических стилей. Зарубежная музыка доклассического периода. М.: МГПИ. 1987. С. 102-120.
  • Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 460 с.
  • Лунгин П. Виденное наяву. М.: Искусство, 1989. 240 с.
  • Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство. 1985. 192 с.
  • Марьямов А. Довженко. М.: Молодая гвардия. 1968. 383 с.
  • Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка. 1979. 536 с.
  • Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.
  • Мацкевич Ю. Музыка и звук в фильме. Часть 1. М.,1968.
  • Михалков Кончаловский А. Парабола замысла. М.: Искусство. 1977. 231 с.
  • Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2003. 248 с.: ноты.
  • Науменко Т. Музыковедческий текст в аспекте научного творчества: замысел, «имя», жанр //Процессы музыкального творчества. Выпуск 8. Сборник трудов № 166/ РАМ им. Гнесиных. М.: 2005. С. 21-44.
  • Носина В. Б. Символика музыки И.Баха. М.: Классика ХХI, 2004. 56 с.
  • Паисов Ю. Русский фольклор в вокально-хоровом творчестве Стравинского // Стравинский И. В. Статьи. Воспоминания. Сб. статей. М.: Сов. Композитор. 1985. С. 94-128.
  • Пайкова Л. Стратегия успеха. О творчестве кинорежиссёра Т.Лиозновой. М.: ВТПО «Киноцентр», 1988. 158 с.
  • Петров А. Время. Музыка. Музыканты. Л.: Сов. Композитор, 1987. 134 с.
  • Петров А., Колесникова Н. Диалог о киномузыке. М.: Искусство, 1982. 174 с.
  • Приходовская Е. А. Камерно-вокальные и камерно-сценические произведения: творческая практика композитора. Автореферат диссертации. 2010.
  • Прохоров А. Унаследованный дискурс: Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели» / Перевод с англ. Л. Г. Семёновой и М. А. Шерешевской. СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007. 344 с.
  • Раззаков П. Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972.М.: ЭКСМО, 2008. 700 с.
  • Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / Сост. Е.М. Авербах. М.: Искусство. 1985. 239 с.
  • Ручьевская Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века. // Современные вопросы музыки. Сб. статей. М.: Музыка. 1976. С.141-206.
  • Рыбников А. Звукозапись – творческий процесс // Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. 1985. С. 201-208.
  • Рязанов Э. Неподведённые итоги. М.: Варгиус,2000. 640 с.
  • Сергеева Н. «Семнадцать мгновений весны» // Телевидение и радиовещание. 1973. № 11. С.46-47.
  • Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990. 320 с.
  • Сокуров А. В центре океана. СПб.: Амфора. ТИД Амфора. 2011. 319 с.
  • Таривердиев М. Л. Фильм – это музыка // Советский экран. 1968.       № 14. С. 4.
  • Таривердиев М. Л. Интервью // Комсомольская правда. 1982. № 49.      С. 3.
  • Таривердиев М. Л. Из фильма песни не выкинешь // Советский экран. 1962. № 24. С.3.
  • Таривердиев М. Л. Неопубликованное  интервью  композитора с Инессой Туманян // Общая газета. 1996. № 30. С.16.
  • Таривердиев М. Л. Беседы «Музыкальной жизни» // Музыкальная жизнь. 1978. № 18. С.18-19.
  • Таривердиев М. Л. Печаль моя светла // Работница. 1989. № 10.             С. 24-25.
  • Таривердиев М. Л. Впереди, мне казалось, меня ждёт только радость // Сценарии кино. 1996. № 5. С. 115-132.
  • Таривердиев М. Л. Я просто живу. Таривердиева В. Г. Биография музыки. М.: Зебра Е. 2004. 656 с.
  • Таривердиева В. Я ловил ощущения // Процессы музыкального творчества. Выпуск восьмой. Сборники трудов № 166 / РАМ им. Гнесиных. М.: 2005. С. 191-218.
  • Тарковский А. Ностальгия. М.: АСТ: Хранитель: Зебра Е. 2008. 494 с.
  • Терханов С. Мгновения, мгновения… // Нижегородские новости. 1996. № 167. 4 сентября. С. 4.
  • Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. М.: Искусство. 1972.      192 с.
  • Трахтенберг Л. Заметки о музыке кино // Искусство кино. 1960. № 11. С. 109-111.
  • Трахтенберг Л. Драматургия звука // Искусство кино. 1968. № 9. С. 100-105.
  • Трахтенберг Л. Режиссёрское решение и звуковая партитура // Искусство кино. 1973. № 5. С. 92-97.
  • Троицкая Г. Новые тенденции в зарубежной  киномузыке // Искусство кино. 1962. № 4. С. 129-131.
  • Троицкая Г. Музыкально-сценический образ на экране // Сов. Музыка. 1954. № 11. С. 120-124.
  • Трюффо Ф. Трюффо о Трюффо. / Пер. с фр. / Вступ. ст. К. Разлогова; коммент. Н. Нусиновой. М.: Радуга, 1987. 456 с.
  • Фарбгитейн Л. Эстетические проблемы киномузыки // Сов. Музыка. 1965. № 12. С. 140-142.
  • Фрейлих С. И. Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссёра. Киносценарий. М.: Искусство, 1988. 67 с.
  • Фролов И. О музыкальной драматургии кино // Сов. Музыка. 1960. № 9. С. 114-119.
  • Хачатурян А. Музыка фильма // Искусство кино. 1955. № 11. С. 37-38.
  • Харон Я. Пришёл молодой композитор // Искусство кино. 1962. № 2. С. 94-97.
  • Холопова В. Н. «Классицистский комплекс» творчества И. Ф. Стравинского в контексте русской музыки // Стравинский И.Ф. Статьи. Воспоминания. Сб. статей. М.: 1985. С. 40-68.
  • Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». Спб.: Лань.1999. 496 с.
  • Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
  • Цукер А. Микаэл Таривердиев: Монография. М.: Сов. Композитор, 1985. 306 с.
  • Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка. 1984. 112 с.
  • Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. 144 с.
  • Чигарёва Е. В. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом // Проблемы музыкальной науки. Вып.2.М.: Музыка.1973. с. 16-54.
  • Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста: Научное издание / Т.Ф. Шак. Краснодар,2010. 326 с.
  • Шеллок Э. Зачинатель музыки // Искусство кино. 1960. №8. С. 117.
  • Шехтер Т. Е. Искусство как реальность. СПб: Астерион,  2005. С. 119-120.
  • Шилова И. М. О звукозрительном строе современного фильма / ВНИИ киноискусства Госкино СССР; Редкол.: Е. С. Громов, В. С. Соколов, Л. К. Козлов. М.: Искусство, 1989. С. 138-152.
  • Шилова И. Музыкальный фильм // Кино: Энциклопедический словарь. Ред. С. Юткевич. М.: Сов. Энциклопедия. 1986. С. 280-281.
  • Шнитке А. Новый материал музыки // Рождение звукового образа. Сост. Е. Авербах. 1985. С. 216-222.
  • Эйзенштейн С. Монтаж 1938 // Избранные труды: В 6-ти т. М.: Искусство. 1964. Т. 2. С. 156-188.
  • Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Избранные произведения: В 6-ти т. Т 2.  М.: Искусство, 1964. С. 189-266.
  • Эйзенштейн С. Будущее звуковой фильмы. – Заявка (1928) // Избранные произведения: В 6-ти  т. Т. 2. М.: Искусство, 1964.                С. 315-316.
  • Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Часть вторая. 1930-1948 г.г. М.: Искусство, 1988. 388 с.
  • Юренев Р. Механика смешного // Искусство кино. 1964. № 1.      С. 93-104.
  • Юткевич С. Контрапункт режиссёра. М.: Искусство, 1960. 447 с.
  • Юткевич С. Кино – это правда 24 кадра в секунду. М.: Искусство, 1974. 328 с.
  • Якубов М., Троицкая Г., Корганов Т., Зив М. Музыкальный фильм  и его проблемы: Интервью // Сов. Музыка. 1968. № 9. С. 54-61.
  • Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы ХХ века. Книга первая. М.: Музыка, 1971. 78 с.

Электронные ресурсы, авторефераты диссертаций:

  • Воденко М.О. Взаимодействие героя и пространства в современной кинодраматургии. М. 2000.
  • Давиденкова Е. А. Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной кинорежиссуры. Санкт-Петербург. 2011.
  • Ермишева М. Н. Звук как пластически-смысловое выражение идеи телевизионного документального фильма. Москва. 2010.
  • Земзаре И. Д. Взаимодействие серьёзных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке в первой половине xx века.
  • Игнатова П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссёра. Санкт-Петербург. 2006.
  • Карпец М.И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. xx века. Санкт-Петербург. 2010.
  • Киласония Э. Н. Музыкальная культура 60-х годов xx века в России: от традиции к инверсиям. Саранск. 2005.
  • Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. Москва. 2008.
  • Красноярова О.В. Диалогичность экрана С. Эйзенштейна. Иркутск. 2000.
  • Кузьменкова О.А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90-х годов xx века: Симфоническая и инструментальная музыка. Санкт-Петербург.2004.
  • Лопатин А. А.Эстрадный дивертисмент в кинематографе – как форма городской зрелищно-развлекательной культуры, 1900-1910. Москва. 2001.
  • Матросова Е. В. «Тристан и Изольда» Р. Вагнера: лейтмотивная система и формообразование. Санкт-Петербург. 2005.
  • Рутковский А.Г. Принципы и методика жанрового анализа фильма. Москва. 1985.
  • Сальцина М. Е. Американский роман 1920-1930-х гг: Литература и мир кино; мотивы, сюжеты, художественные ходы, изобразительный язык. Москва. 2001.
  • СахароваА. В. Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера: жанрово-стилевые модели массовой и академической музыки. Москва. 2008.
  • Севастьянова С. С. Проблемы синтеза искусств в экранном музыкальном театре. Астрахань. 2004.
  • Худякова Л. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. Санкт-Петербург. 2000.
  • Царенко И. Н. Семантика лирической интонации в музыке А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. Ростов-на-Дону.2002.
  • Шабунова И. М. О функциях тембра в современной музыке. Москва.1987.
  • Шлыков В. А. Звуковой образ в современных музыкальных фоногрммах. Москва. 2010.
  • Шпагина А. Ю. Необарочные тенденции в творчестве петербургских композиторов 1960-1990-х годов. Санкт-Петербург. 2006.