«Прощай»

Из архива Микаэла Таривердиева:

Песни к кинофильму
 

Прощай (Одесская киностудия, 1966)

  • Режиссёр: Г. Поженян
  • Сценарист: Г. Поженян
  • Оператор: Л. Бурлака
  • Композитор: М. Таривердиев

В годы  второй мировой войны Г. Поженян служил на Черноморском флоте. Во время операции по спасению города, погиб его взвод. Г. Поженяна  причислили к погибшим, но вскоре он был найден, единственный, оставшийся в живых. Памятник, увековечивший подвиг героев-черноморцев, так и хранит выбитое на гранитной плите имя Г. Поженяна и его товарищей. Фильм снят с предельной  достоверностью. Всё точно, вплоть до даты показываемого исторического события (весна 1944 года, бои за Севастополь).

Г. Поженян так формулирует главную идею фильма: «По своей фабуле фильм был жестоким. Он рассказывал о войне, о боях за Севастополь и о том, как три друга, черноморских моряка, вынуждают четвёртого – Матвея Подымахина – погибнуть, несправедливо приговаривают его к смерти, предлагая ему застрелиться. Считая, что совершают акт правосудия, они фактически сами идут на преступление против  человечности. И лишь когда Матвей идёт на гибель, но отдаёт свою жизнь как можно дороже, – топит немецкий парусник, спасая плывущих на нём детей, – друзья начинают понимать всю тяжесть содеянного ими. Мне хотелось, чтобы за всеми событиями, происходящими на экране, звучала бы более широкая  нравственная тема, мысль актуальная для всех времён и для нашего в том числе – о необходимости в самых суровых условиях оставаться добрыми и милосердными. Этот второй план влобовую, своими силами я решить не мог. Мне нужна была музыка, которая в сочетании с поэзией приняла бы на себя главную идейную, философскую нагрузку. Такую роль и выполнили написанные Таривердиевым песни-речитативы» [1].  

Слова для монологов-речитативов были написаны Г. Поженяном. Сложная философская лирика, требующая  оригинального музыкального прочтения и особой исполнительской манеры, становится  импульсом  для появления  произведений, отвечающих по своей внутренней сути  эстетике  «третьего направления». Единственная из картин, снятая Г. Поженяном, явилась экспериментом, который не был оценен критикой. Но монологи в исполнении М. Таривердиева имели огромный успех. По словам                     В. Таривердиевой, появление монологов было равносильно взрыву бомбы: «Кто ждал от искусства откровений, толчка, чтобы что-то осмыслить, сконцентрировать в себе, кто, вслушиваясь в поэзию, искал ответы на свои вопросы, принял цикл как нечто новаторское, яркое, как высказывание, как то, чего ждали» [2].


[1]Цит.по: Цукер А. Микаэл Таривердиев: Монография. М.: Сов. Композитор. 1985. С.132.

[2] М. Таривердиев. Я просто живу. В. Таривердиева. Биография музыки. М.: Зебра Е. 2004. С. 410.