«Король-олень»
Из архива Микаэла Таривердиева:
Король Дерамо и Анджела Вступление и песня Дурандарте Белолобый олень Сцена заклинания Речитатив Клариче Леандр, Тарталья, Клариче. Сцена Дерамо – Клариче Хор стражников Песня Чиголотти Кабинет Короля. Смотрины девиц Песня Тартальи Сцена Дурандарте и Тартальи Сцена-дуэт Анджелы и Панталоне Песня и танец Дерамо и Анджелы Песня о двух волшебниках Хор и танец девиц на площади
Король-олень (киностудия им. Горького, 1969, по одноименной пьесе Карло Гоцци))
- Режиссёр: Павел Арсенов
- Сценарист: В. Коростылёв
- Оператор: И. Зарафьян
- Композитор: М. Таривердиев
- Художник: А. Бойм
Вспоминая время работы над произведением, М. Таривердиев писал: «Вадим написал сценарий по сказке Гоцци, и они с Пашей предложили мне сделать кинооперу. Мы начали работать, это было очень интересно именно потому, что это был не мюзикл, а опера. Незадолго до того прошла картина Деми «Шербургские зонтики», и мы хотели сделать нечто подобное. Где был бы минимум текста и максимум музыки. Как раз в это же время я работал над своей первой оперой «Кто ты?», и весь курс Бориса Покровского из ГИТИСа, который принимал участие в её постановке, мы задействовали и на съёмках «Короля-оленя» [1].
В фильме сюжет сказки несколько изменён. Волшебная путаница Карло Гоцци, связанная с выбором невесты королём Дерамо и кознями первого министра Тартальи, вереница переходов короля Дерамо из одного тела в другое прерывается волшебником Дурандарте. В фильме же герои сами решают свою судьбу. Дерамо выбирает в жёны дочь второго министра Панталоне, Анджелу и, поплатившись за свою доверчивость, в конце сказки обретает вид злобного Тартальи. Роль волшебника Дурандарте в фильме драматургически более разработана, это голос автора.
Эта работа стала воплощением давней мечты режиссёра и композитора о создании кинооперы. Композитор представил все основные номера, составляющие сущность этого жанра: арии, речитативы secco, дуэты, сцены. М. Таривердиев значительно расширяет тематическую сферу. С одной стороны – это игра со стилем, рождающая эффект тонкой иронии. Автор достигает того уровня обобщения чувств, который отвечает присущей опере условности в развитии действия и состояний. С другой стороны – это опора на уже ставшие устойчивыми эстетические принципы созданного композитором «третьего направления».
После выхода на экран картина вызвала взрыв критических отзывов. Из воспоминаний М. Таривердиева: «Режиссёра обвиняли в театральности приёмов, в некинематографичности. Картина действительно до конца не получилась. Но совершенно по другим причинам. Напротив, я считаю, что театральные приёмы в кино – это из будущего кинематографа. В картине потрясающие костюмы – художник по костюмам Наталья Шнайдер. Они совершенно необычны. Как и эстетика фильма в целом. Прелестные условности, идущие от жанра кинооперы, продиктовали её поэтику. А она в картине есть. Не получилась же картина из-за того, что жена Павла Арсенова – Валентина Малявина из-за чего-то поссорилась с мужем и не приехала на финальные съёмки и вообще отказалась их заканчивать. Поэтому в картине просто нет финала. Финал, к которому всё вело – и по музыке, и по драматургии, где появляются король Дерамо, первый министр Тарталья, где драматургический узел должен развязаться, – не был снят. И вместо этого огромного финала была написана песня “Это было давно”, которую исполняет Олег Ефремов – добрый волшебник как бы от лица автора. Жаль, потому что картина могла бы быть очень любопытной» [2].
[1] Таривердиев М. Л. Я просто живу. Таривердиева В.Г. Биография музыки. М.: Зебра. 2004. С.84-85.
[2] Таривердиев М. Л. Я просто живу. Таривердиева В. Г. Биография музыки. М.: Зебра. 2004. С. 85.